Промышленная Тепловентиляционная Компания
+7 499 5023405
mail@movez.ru
,

Новости

Импортозамещение на вентиляционном рынке

Рынок производства отечественных вентиляторов. Перспективы достижения 100% показателя ипортозамещения продукции

Дом, для отапливания которого используется солома

Японские перспективные специалисты Масаки Огасавара, Эрика Миками и Кейсуке Тсукада из Университета Васэда разработали разновидность жилища, отопление которого осуществляется весьма оригинальным способом – за счет ферментативных процессов, происходящих в соломе.

Водяные тепловентиляторы серии BHP-W

Тепловой вентилятор является одним из наиболее доступных и экономически выгодных способов отопления

Продукция:
Вентиляция
Кондиционирование
Отопление
Насосы
Электроприводы
Арматура
Газификация
Автоматика

Рынок производства отечественных вентиляторов. Перспективы достижения 100% показателя ипортозамещения продукции

      Стремительное развитие научно технического прогресса в XX веке, ознаменовалось не менее активным продолжением роста производства наукоемких бытовых и промышленных изделий и в начале текущего XXI столетия.

Если говорить о такой популярной продукции, как вентиляторы, за последнее десятилетие уровень производства, а также показатель импортозамещения соотвтствующих комопентов этого оборудования в нашей стране, выросли практически вдвое. И это, следует признать, при сохранении такого важного показателя, каким является уровень качества изделий.

Известно, что основным критерием качественного и доступного для покупателя товара (в нашем случае, вентилятора), является не только его привлекательная для потребителя цена, но и наличие у производителя собственной производственной базы, необходимого персонала сотрудников, технической документации, а также всего комплекса иных составляющих (в первую очередь, комплектующих).

Оценивая рынок вентиляторов, которые выпускались в Советском Союзе, следует отметить, что в 80-х годах прошлого столетия объем рынка производства этой продукции составлял примерно полмиллиона изделий в год. И это при том, что в те времена вентиляторы круглого и прямоугольного типа сечения попросту у нас не производились.

Теперь же, годовое производство отечественных вентиляторов канального вида составляет около 400 тысяч штук, а классических радиальных, осевых и крышных – порядка 150 тыс. единиц в год.

Нельзя не отметить, что в последние годы наблюдается существенный рост общего рынка этой продукции, что не может не радовать. Следует сказать, что популярные сегодня так называемые малые вентиляторы серии №2 (200 мм) - №4 (400 мм), как правило, являют собою технические изделия канального типа. Они очень удобны, при осуществлении монтажных работ, и недорогие.

В 2014 году перед многими российскими проектными институтами и производителями была поднята одна важная задача – в полной мере обеспечить отечественный рынок вентиляторов и комплектующих сугубо российскими аналогами. И это при том, что ранее бытовало мнение о недостаточном техническом потенциале отечественного производителя данной продукции.

В этом плане следует немного вернуться в историю и отметить, что канальные вентиляторы уже производились в России с первой половины 90-х годов прошлого столетия. Спустя несколько десятилетий все типы вентиляторов, которые ранее активно предлагали российским покупателям импортные производители, стали доступны для отечественных потребителей и от российских компаний-производителей. Им характерны разумная цена и высокое качество продукции.

А вот доля импортных поставщиков канальных вентиляторов марок Remak, Ostberg, Systemair и других, по данным влиятельных информационных агентств, стала стремительно падать на фоне существенного подъема уровня отечественного производства данной продукции.

И если ранее некоторые российские производители вентиляторов все еще использовали в технологическом процессе производства определенные компоненты импортного производства (например, мотор-колеса из Европы и Китая), то уже скорым временем вся производственная база технических составляющих – в том числе корпусов, произведенных методом штамповки, пластиковой раскатки и литья – стала ориентироваться исключительно на отечественного производителя.

Рынок вентиляторов сегодня принято делить по таким основным параметрам:

- вентиляторы канальные;

- вентиляторы классические;

- вентиляторы радиальные;

- вентиляторы крышны;

- вентиляторы осевые.

Каждый из этих типов изделий имеет свои технические особенности и предназначение. Отметим, что значительное место на потребительском рынке занимают вентиляторов малых габаритов. Здесь речь идет, как правило, о канальных вентиляторах типа №2,3 и 4 (о которых упоминалось выше). Еще раз акцентируем внимание, что они чрезвычайно удобны для проведения многих видов монтажных работ и благодаря своим высоким качественным показателям и малой стоимости пользуются сегодня большой популярностью у покупателей.

Кстати, о стоимости изделий. Понятно, что вентиляторы отечественного производства куда более дешевле импортного аналога. При этом, высокая надежность и технические параметры российских вентиляторов не уступают, а нередко и намного превышают аналогичные параметры продукции многих западных производителей.

На данный час в РФ хорошо налажено производство некоторых видов модельного ряда основных частей вентилятора «свободное колесо» (ВСК), «бескорпусной вентилятор», а также вентилятор марки PLUGfan.

А вот на предприятиях, занимающихся производством вентиляторной продукции канального типа, все еще применяют импортные комплектующие (рабочие колеса) таких производителей, как Комфери, Пункер, Цилябек и др. Рабочие колеса имеют диаметр 200 – 500 мм и снабжена подобная конструкция вентиляторов асинхронным мотором с ротором (как правило, мощностью от 125 Вт до 3000 Вт) от белорусского, китайского или российского производителя.

Необходимо прямо сказать, что без специальной высокотехнологической базы достигнуть всех требуемых параметров в отношении аэродинамики, геометрии и низких вибрационных показателей вентиляторов крайне сложно. И в первую очередь, это касается отечественных компаний, которые производят колеса на собственных производственных площадях.

На данный момент, на производственной базе отечественных компаний, можно произвести канальные вентиляторы (из сугубо отечественных комплектующих) в объеме порядка от 70 до 100 процентов всего рынка данной продукции. И то, при условии, что была выбрана конструкция типа PLUGfan. А вот при использовании мотор-колес, соответствующий показатель пока не превышает 50 %.

Необходимо отметить, что на всех промышленных объектах, которые в данный момент попали под так называемые «санкции», не обязательно использование вентиляторов с комплектующим мотор-колесо. Никакой критической зависимости от импортных составляющих не существует.

В пользу вентиляторов типа PLUGfan говорит повышенный уровень износостойкости и высокая энергоэффективность.

Коэффициент полезного действия электрических моторов с внешним ротором (а это типичные прямоугольные вентиляторы Ostberg, Systemair, Remak) не превышает 50 процентов. И их реализация в ряде европейских странах уже пребывает под запретом (хотя, этот момент еще многим неизвестен).

Показатель же КПД двигателя порядка 70 – 80 процентов достигается при использовании асинхронных (АС) моторов так называемого «советского» типа в конструкции PLUGfan-вентиляторов.

Также важно сказать, что в отношении вентиляторов, основанных на конструкции мотор-колесо, не применяются ремонтные работы. Они не подвергаются так называемой разборке-перемотке и при их эксплуатации температурный фонд не должен превышать 50 градусов по Цельсию. Что связано с их специфической конструкционной особенностью. А именно, использованием сверхкомпактного двигателя с неудовлетворительными показателями охлаждения.

Подводя предварительный итог, можно сказать, что использование полностью отечественного вентилятора типа PLUGfan более экономически и технически выгодно, в сравнении с аналогичными критериями импортной продукции.

Если вы ориентируетесь на доступную и качественную продукцию, будет предпочтительно остановить свой выбор на стандартных радиальных и осевых вентиляторах, которые практически все производятся на отечественных предприятиях.

А вот доля импортных конструкционных компонентов (как правило, китайского и европейского производителя) в крышных вентиляторах (что также отражается на их стоимости) составляет более 50 %. Например, в продукции КОРФ и ВКТ используются приобретенные колеса и мотор.

Важно отметить, что все чаще от промышленных покупателей импортной продукции требуется предоставить продавцам специальные гарантийные обязательства о том, что готовые изделия не будут поставляться на объекты военно-промышленного назначения в РФ (в т.ч. Крым и Севастополь), а также данная продукция не предназначена для энергетической и нефтегазовой промышленности.

Стоит ли говорить, что такое предвзятое отношение к отечественным компаниям-покупателям, со стороны ряда стран Европы, негативно отражается на уровне взаимопонимания и делового сотрудничества между отечественными и зарубежными компаниями, а также сопряжено с определенными факторами торгового риска.

Что же мешает уже сегодня полностью перейти на производство вентиляторов, основываясь на материально-техническом потенциале и трудовых ресурсах отечественного производителя?

Это, конечно же, в первую очередь ценовой фактор. Многие покупатели вентиляторов, решая вопрос, стоит ли покупать изделие или нет, часто ориентируются именно на данном критерии. В основном, очень низкой ценой отличается китайская продукция известная под брендами Элком, Элмаш и др.

Хотя сегодняшняя ситуация на валютном рынке, в определенной мере играет на пользу отечественного производителя, чья продукция (в ценовом плане) уже не имеет конкуренции.

Теперь относительно китайских вентиляторов. Беря во внимание, что стоимость их технических составляющих пребывает на уровне отечественных аналогов, а также с учетом доставки, окончательная стоимость готовой китайской продукции должна намного превышать стоимость вентиляторов российских производителей.

Если это не так, то стоит задуматься, покупать ли этот товар? Поскольку такая низкая цена китайсих технических изделий может объясняться их низким качеством и повышенным энергопотреблением, опасностью перегрева и много др.

Сегодня достойны внимания покупателей качественные и недорогие вентиляторы отечественного производителя. Например, такие торговые марки, как ВЭМП, Уралэлектро, Элдин и др.

Теперь поговорим о таких важных составляющих технической продукции, как рабочие колеса и аэродинамическая схема.

Еще в 2014 году в подмосковном г. Щелково немецкой компанией Ziehl-ABEGG было открыто производство очень качественных стальных колес с семью лопатками. На данный момент, это производство можно уже назвать сугубо отечественным. Что-то наподобие с известным Volkswagen.

Все производственно-технические этапы в производстве колес Ziehl-ABEGG основываются на главном составляющей эту качественную продукцию – передовой технологии, большом практическом опыте и профессиональном мастерстве всех сотрудников.

Будь то начальный подготовительный этап, осуществление сварочных работ, покраска, балансировка и упаковка – все эти составляющие производства на сегодняшний день отличаются только высокими производственно-технологическими стандартами.

На данный момент, на упомянутом предприятии, годовой объем производства колес Ziehl-ABEGG уже достигает порядка 20 тысяч единиц и темпы наращивания выпуска этой популярной продукции увеличиваются.

Также можно сказать, что аналогичное производство качественных технических компонентов для вентиляторов действует и на мощностях российского предприятия «Тепловен», в г. Йошкар-Оле.

Здесь изготавливают свыше 10 тысяч колес с 6 - 9 лопатками, а также производятся иные важные технические компоненты, без которых невозможно достичь правильных показателей аэродинамики изделия. Это, например, различные виды втулок и входные коллектора.

И раз уже мы упомянули об известной на отечественном и мировом рынке вентиляторной продукции компании «Тепловен», стоит отметить, что силами этого производителя сегодня осуществляется изготовление целого ряда различных габаритов качественных колес от 250 до 1250 мм.

Об этом очень важно сказать, поскольку техническое изготовление данной продукции предусматривает закупку и последующую очень скурпулезную наладку специальной оснастки для ротационного выдавливания. Как показывает практика, только на подготовительный этап этой процедуры, затрачиваются годы.

Сегодня уровень локализации (или как принято говорить, импортозамещения) всех составляющих технологического процесса на вышеупомянутом предприятия достиг показателя 100%.

Теперь относительно критерия аэродинамики колес для вентиляторов.

Аэродинамические схемы колес вентиляторов общегражданского назначения (с уровнем давления до 2,5 тыс.Па) могут варьироваться, в зависимости от требуемых параметров достижения уровня шума и энергоэффективности.

Если брать упрощенные схемы ВР 80-75 и 4-70 (12 лопаток) здесь лопатки имеют плоскую форму и, как результат, низкий статический КПД. Что-то порядка 50-60%.

Поскольку работа PLUGfan-вентиляторов основана лишь на статическом давлении, понятно, что применять аэродинамическую схему ВР 80-70 будет крайне неэффективно.

Если же брать за основу достижение высокого показателя статистического уровня КПД (например, использовать схему ВР 86-77 с 13 лопатками и схемы с 6-9 лопатками), ясно, что применяя искривленную форму лопаток, тем самым значительно усложняется задача по производству таких деталей.

Нередко, при осуществлении монтажа (сборки) колес сложных форм, бывает очень нелегко добиться отсутствия дефектов в геометрии расположения деталей, что может привести к последующему дисбалансу в работе всего механизма.

Для наглядности, приведем показатели аэродинамических схем, достигнутых на разных предприятиях.

Как пример, к схемам сложных конструкционных форм на 6-7-9 лопаток от «МОВЕЗ» присущий показатель КПД от 70 до 75 процентов.

Колеса «Селябик» имеют соответствующие параметры в границах 72 – 74 процента. А вот в отношении многих новинок от российских компаний (колес с 9 лопатками), которые уже задекларированы, как отечественный аналог «Целябик», вообще в официальных каталогах не имеется указания параметра коэффициента полезного действия.

Следует не забывать, что многие подобные новинки основываются на импортируемых колесах «Гебхардт» и их можно лишь условно называть отечественной продукцией.

Возвращаясь к аэродинамическим «сложным» и «упрощенным» схемам, мы видим, что их основное отличие заключается в показателе КПД. А это, в свою очередь, требует от производителей, которые основывают свое производства на колесах с «упрощенной» аэродинамикой, использовать более мощные (а значит, энергозатратные) двигатели, чтобы достичь требуемых параметров работы вентиляторов.

И, конечно же, наш рассказ об аэродинамических схемах был бы не полным, если не упомянуть так называемые вентиляторы-«муляжи» с специфическими вариантами колес.

Как правило, их аэродинамические показатели на практике почти в 2 раза меньше тех, что были заявлены в документации при лабораторных испытаниях. Конструкция таких изделий максимально упрощена, часто не соответствует требуемым стандартам по толщине и типу металла, а потому недолговечна. Но чем эти вентиляторы привлекают покупателей, так это очень низкой стоимостью.

Будет неграмотно считать подобные отечественные «разработки» достойным импортозамещением.

Напоследок один важный совет. Беря во внимание уровень локализации (импортозамещения) и делая заказ продукции, кроме ценового критерия, также следует брать во внимание фактор наличия у производителя современных высокотехнологических площадей и квалифицированного персонала.

Если же вы получаете от поставщика компоненты для окончательной сборки вентилятора, то обязательно требуйте от ваших поставщиков техническую документацию, которая подтверждает проведение соответствующих стендовых испытаний и, обязательно(!) в аттестованной лаборатории.

Хотя информация об аэродинамических испытаниях и не входит в перечень обязательных показателей для сертификации вентиляторов, однако добропорядочные производители всегда с готовностью откликаются на предложение покупателей предоставить им эту документацию. Это главное, что необходимо брать во внимание, выбирая своих поставщиков.

 
 © Мовез.ru 2007 - 2017г. Промышленное оборудование: Вентиляция, Отопление, Кондиционирование, Насосы, Электродвигатели, Станции управления.
Все права защищены. Частичная или полная перепечатка содержимого сайта разрешена только с письменного согласия авторов сайта.
Яндекс.Метрика